Правильный зритель "правильного фильма" - не аналитик, а рудимент цивилизации: дитя, раскрывшее в изумлении рот возле сказителя. Ребенок, который просит историю, слышанную уже не раз, потому что ему нужны не ухищрения культуры, а живое голое переживание.

Петр Вайль "Гений места"



Так вот... Теперь о кино.
Смотрел в прошлом году много, но запомнилось мало, и запомнилось конечно самое лучшее. Точнее может далеко и не самое лучшее, но то что зацепило, то что очень коснулось, произвело впечатление, то что действительно было честным, сильным и живым, ведь именно такое в памяти и остается. Мне кажется про кино, которое я смотрел в прошлом году я напишу много. И не все сразу.

Посмотрел в 2016-м много фильмов Ингмара Бергмана, наверное с десяток его фильмов, понравились все, но особенно хочется выделить "Земляничную поляну" и "Седьмую печать". Очень понравился наш старый-старый (не знаю каких даже годов) фильм "Доживем до понедельника" режиссера Станислава Ростоцкого. В невероятном восторге был от фильма "Он - дракон" (по книжке Дяченко "Ритуал"), по моему это лучший русский фентезийный фильм, просто чудесный, очень-очень классный! И еще мне безумно понравились седьмые звездные войны "Пробуждение силы" (да-да, закидайте меня камнями, но я считаю это очень классный фильм). Ну и конечно смотренный совсем недавно долгожданный "Викинг". Смотрел все три сезона датско-шведского (скандинавского вообщем) сериала "Мост" и мне очень понравилось. А еще три сезона британского сериала "Падение" (никакой это не "Крах", по смыслу это именно - "Падение") - по моему если правильно его понять это просто гениальное творение. И еще очень понравился сериал "Stranger Things". И очень-очень классный наш русский сериал про Софию Палеолог. Вот в общем-то и все.


Хочется почему-то сразу начать с "Викинга". Хоть и посмотрел его в начале этого года. Но это все таки фильм 2016-го и я его весь год ждал, и ожидания как-никак оправдались и впечатлений много всяких, неоднозначных конечно, но больше хороших.
Вообщем, фильм "Викинг" мне понравился, вот так вот в целом - очень понравился. Даже не хочется вдаваться во все это копание, раскручивание, развертывание и анализирование. Ведь найти и придраться всегда есть к чему. Но видимо разобраться придется. Хотя бы немного. Потому что столько наслушался критических и негативных отзывов. Да и вообще, складывается ощущение, что люди перестали уметь просто смотреть фильмы. Так вот и хочется некоторым сказать: "Это не режиссеры разучились снимать, это вы разучились смотреть." Потому-что что только сейчас не делают чтобы угодить зрителю, а критиканства у зрителя все больше и больше.
Вообщем фильм... 977 год. Уже пять лет как умер князь Святослав Игоревич. Его власть и его земли перенимают трое его сыновей: старший - Ярополк княжит в киевских землях, средний - Олег в древлянских, и младший - Владимир в новгородских. Вспыхивает вражда между Ярополком и Олегом. Разворачивается она конечно как-то слишком уж быстро (в истории чуть ли не год, в фильме несколько минут). Олег умирает. Свенельд, могучий воин и воевода варяжского происхождения (от которого ведется повествование) служивший еще у Святослава, а потом у Олега, после смерти последнего отправляется к Владимиру и подстрекает его начать войну с Ярополком, якобы отомстить за убитого Олега. Владимир набирает "за морем"войско варягов (викингов) и идет на Ярополка. В фильме конечно много можно к чему придраться. Повествование постоянно скачет. Все как-то быстро, резко, обрывисто. Режиссер и сценаристы допускают некоторые исторические неточности. Но это мелочи. Видимо для целостности и гармоничности киношного формата. Сильно эти неточности общей историчности не нарушают. Есть у меня одна сильная претензия, но об этом потом.
"Викинг" - кино замечательное. Это реально хорошая режиссерская работа, оочень хорошая режиссерская работа. Это хорошая игра актеров, многие даже те, которые мне не нравились, здесь сыграли просто замечательно, я после этого фильма многих таких раньше мною нелюбимых актеров прям зауважал. Это действительно грандиозная картина, масштабная, красивая. И с исторической точки зрения вполне ДОСТОВЕРНАЯ. Да, вполне ДОСТОВЕРНАЯ. А я знаю что говорю. Фильм сделан очень хорошо. И мне кажется многие критиканы именно историчности фильма просто сами не знают историю. И по поводу Владимира. Вот по поводу того что он меч в руках держать не умеет, хлипковат и безволен как тряпка. А вы в курсе что в показанный в фильме период Владимиру было 14-15 лет? Об этом ясно сказано и в "Повести временных лет" и в любом учебнике по истории. Или вы ожидали Владимира-Ясно-Конана? Конечно Данила Козловский мало похож на пятнадцатилетнего. Но по-моему в фильме очень хорошо видно, - Владимира нам то и дело стараются показать юнцом, он действительно хлипковат, даже наивен местами, но для этих своих лет воли в нем хоть отбавляй, он старается быть князем и старается быть войном, по историческим событиям судьба и заставила его таким быть, ему пришлось таким быть. Да, он хлипковат, да, не ахти какой воин. Но безвольная тряпка? Он берет Полоцк, берет Киев, берет Корсунь. В 15 лет. История показывает нам Владимира как сильную личность уже и в 15. Фильм показывает нам это может и кривовато, но вполне доступно и понятно.

А еще мне очень понравились викинги, эти наемники, которых Владимир привез "из-за моря". Не зря фильм назван "Викинг", упор на викингов сделан очень хороший, они очень удались. Название, конечно, подразумевает самого Владимира как "чужака", "не своего", "викинга". В большинстве фильмов про викингов, которые я смотрел викинги получались абсолютно ненастоящими. Даже в современных сериалах, и в канадском сериале "Викинги" (я выдержал только две серии), и в русском сериале "Дружина" (я выдержал только одну) - это не викинги, это какое-то несуразное жалкое подобие. Почему-то очень редко в кино викинги действительно удаются. А вот в этом фильме они просто классные, они настоящие, те самые жестокие северные войны, именно такими они и были. И очень классно сыграл их предводителя Хевдинга тот шведский актер из "Арна. Рыцаря-тамплиера".

Так вот теперь претензия, которая у меня к этому фильму есть. Я сам верующий. И я исповедую нашу православную традицию христианства. Но есть вещи мимо которых я не пройду молча только потому что это якобы православное. Мне очень понравилось все христианское в этом фильме, мне безумно понравилось как сыграла Светлана Ходченкова Ирину (хотя я раньше очень не любил Ходченкову), мне очень понравился тот христианин-воин (он правда классный!) и мне очень-очень понравилось покаяние Владимира в самом конце. Все это очень красиво, и по-христиански красиво и вообще здорово. Но все как-то несуразно, несоразмерно. И особенно это покаяние в конце. Как-то это все быстро, резко. И сразу чувствуется проправославность фильма. Не православность. А именно проправославность. Мне самому неприятно от этой мысли, но это есть. И вспоминаются сразу места в которых чувствуется как будто нарочитая натянутость. Ну хорошо, языческие обряды показаны превосходно и здорово (все так и было). И все понятно с язычеством, оно конечно было примитивно, глупо, недуховно, но я совсем не верю что оно было настолько зловещим. Ну не были волхвы такими неприятными, мрачными и злыми людьми. Да, я еще могу поверить что даже в те времена могли все еще приносить человеческие жертвы этим идолищам. Но детей?! Не верю. А Владимир слишком убелен, слишком. Я верю, что Владимир был просто хороший человек. Ну пусть даже очень хороший человек. Более того, я верю, что Владимир и впрямь пережил ну что-то вроде покаяния и что-то вроде обращения. Я даже верю что Крещение Руси с его стороны был не просто политический ход, а он действительно хотел этого для людей. Но он был еще человеком с языческим сознанием и в полной мере христианином ну он никак не мог быть! Он правил еще много лет и я думаю ему даже как хорошему человеку и даже пусть искреннему христианину - как князю все равно приходилось совершать жестокое и даже очень жестокое. Я верю что он мог стараться быть всегда честным и справедливым. И наверняка таким и был. Но я повторюсь, это был человек с языческим сознанием. Потому что такое тогда было время, потому что таким его создала его среда. И никакое самое проникновенное покаяние и обращение не могли мгновенно его изменить. Вообщем как не отметай, но ощущения эти от фильма остаются. Есть эта натянутость. Есть то, что подсознательно навязывают. И мне особенно неприятно это подмечать, но это навязанность православия. Я был бы только рад если я ошибаюсь и все это мне только показалось.
В остальном это очень хороший фильм. Очень-очень хороший. И по зрелищности, и по смыслу, и по историчности.